Детский церебральный паралич остается на сегодня сложным заболеванием, тяжесть которого определяется полиморфностью поражения многих систем организма, сложными двигательными расстройствами с постепенным развитием контрактур суставов и деформаций конечностей. Значительные нарушения функции опорно-двигательного аппарата ограничивают социальную свободу ребенка и являются основанием для физического уродства ребенка, формируют психотип инвалида.
Вся идеология лечения детей, больных ДЦП https://centrpolet.ru/, базируется на устранении дискордантных установок конечностей терапевтическим (консервативным) или хирургическим путем и формировании физиологического двигательного стереотипа.
Эта задача должна решаться в рамках треугольника: врач, пациент, родители. Если врачи с помощью тех или иных методов лечения дают ребенку шанс на выздоровление, то задача родителей — воспользоваться этим шансом.
Успех лечения ребенка, больного ДЦП, зависит от совместных усилий неврологов, ортопедов, реабилитологов, физиотерапевтов, психологов, педагогов и родителей ребенка, для которых приобретение навыков самостоятельного передвижения больного ребенка должно стать хлопотным повседневным трудом.
Путь, по которому пойдет лечение ребенка, больного ДЦП, обычно зависит от врача, который впервые диагностировал эту болезнь. Как правило, это невролог, который считает консервативное лечение приоритетным, а хирургическое лечение ДЦП — «терапией отчаяния», когда собственные возможности лечения полностью исчерпаны. Протокол лечения детей, больных ДЦП, отсутствует, поэтому алгоритм лечения этой патологии базируется на субъективном уровне.
Среди детских неврологов существует мнение о достаточной эффективности медикаментозного лечения с использованием периферических миорелаксантов, массажа, лечебной физкультуры, в последнее время с применением блокады препаратами, содержащими ботулотоксин (диспорт, ботокс и др.). Ортопедическая коррекция, как правило, считается второстепенной, операции рекомендуют проводить с 7-8-летнего возраста ребенка.
Обычно такое лечение является дорогостоящим, и продолжительность его эффекта полностью зависит от платежеспособности родителей. К тому же в последнее время появилось много реабилитационных центров, использующих технические средства реабилитации без привлечения специалистов соответствующего профиля и квалификации. С другой стороны, вопросы хирургического лечения детей с ДЦП общеизвестны среди детских ортопедов. Уже давно обоснованы показания к хирургическим вмешательствам при этой патологии, виды оперативных вмешательств и возрастной ценз. В последнее время этот вопрос даже не является актуальным, так как преимущество хирургического лечения с экономической точки зрения является безоговорочным.
Следует отметить, что любое хирургическое вмешательство полностью разрушает патологический двигательный стереотип, который сформировался у ребенка на момент обращения к ортопеду. Поэтому чем раньше проведена операция, тем быстрее и лучше ребенок усвоит навыки физиологической ходьбы, определяющие конечный результат лечения.
Лечение детей, больных ДЦП, должно быть:
— комплексным (с привлечением неврологов, ортопедов, реабилитологов, психологов и врачей других специальностей);
— последовательным (терапевтическое лечение с обязательной ортопедической реабилитацией, при формировании показаний к оперативному лечению — хирургической, дальнейшая неврологическая и ортопедическая реабилитация);
— этапным (поликлиника > стационар > реабилитационный центр > санаторно-курортное лечение).
Несогласованность взглядов ортопедов и неврологов относительно оптимальных сроков оперативных вмешательств при ДЦП ухудшает конечный результат лечения этого контингента больных.