ГЛАВНАЯ      ПАТИ      ПРОЕКТЫ      МУЗЫКА      ИНФОСФЕРА      ФОРУМ

psychedelic v3.2

TRANCE.RU  >  ИНФОСФЕРА  >  ТАЙЛАНД
 

Журнал «Всемирный Следопыт»
Тайланд

Светлана Пронина

Достичь нирваны

Среди представителей западной цивилизации найдется не так много людей, способных отказаться от всех радостей бытия ради состояния блаженства и духовной чистоты, называемого нирваной. Усмирение плоти и воспитание воли — это ежедневный труд, регламентированный куда более строго, чем, скажем, рабочий день топ-менеджера. В Таиланде, где почти все население исповедует буддизм, шанс достичь просветления дается каждому.

Во время пребывания в Таиланде вряд ли будет такой день, когда вы не встретите на улице процессию монахов. Тайская буддийская традиция предписывает, чтобы каждый мужчина как минимум три месяца своей жизни побыл монахом (пхра) или послушником (саманерой, если ему еще не исполнился 21 год). Таким образом «зарабатываются» так называемые буны — «заслуги», которые учитываются при определении кармы человека. Часть их достается семье монаха, часть — ему самому. Но лишь немногие юноши стремятся остаться при храме на всю жизнь и выбирают «карьеру» настоятеля храма.
Большинство монахов — выходцы из бедных семей, родители которых не могут дать своим детям образование. Храм — это достойная альтернатива школе, кроме того, монахи учатся бесплатно. Им преподают тайский язык и язык пали, математику, естественные науки и основы буддизма.
Сейчас в Таиланде около 300 тысяч монахов. Их них лишь 10% проводят в стенах монастыря более десяти лет и считанные единицы — всю жизнь. Примерно 65% живут в монастыре от трех до пяти лет, причем именно ради получения образования. Около 25% мужчин остаются там всего несколько недель или месяцев.
Большинство тайцев выбирает для пострига период буддийского поста — с начала июля до октября. Срок монашества ничего не определяет, верующий может покинуть храм, проведя там годы или же считанные дни. Но тот, кто побывал монахом трижды, пользуется уважением в своем кругу. Причин как минимум две: во-первых — он подчинялся религиозной дисциплине, и во-вторых — оказался хорошим сыном и помогал родителям накопить заслуги для будущей жизни.

Процесс посвящения

Посвящение (буат) — настоящий праздник для семьи, в честь этого события устраивается пир с горячительными напитками. Не пьет только будущий монах, которому отныне запрещено употреблять алкоголь. Шесть дней до церемонии таец проводит в монастыре, в торжественный день ему сбривают волосы (это символизирует отречение от красоты) и выдают белую робу. По традиции, перед тем как войти в храм, будущий монах бросает своим родственникам монеты, показывая таким образом, что он отказывается от мирских благ. Затем он становится на колени и настоятель задает ему предписанные каноном вопросы, в том числе и такой: «Человек ли ты?» (Согласно одной из буддийских легенд, змей Наг принял человеческий облик, чтобы притвориться послушником.) Обряд заканчивается получением монашеской робы оранжевого цвета.

День тайского монаха

Вот уже на протяжении столетий каждый день еще до восхода солнца звуки колокола, барабана и гонга будят монахов и жителей окрестных домов. Монахи, совершив омовение, отправляются на молитву, а хозяйки начинают готовить рис и кап кхау — «то, что к рису». Уже с первыми лучами солнца вереница монахов с чашами (батами) выходит из ворот на сбор подаяний (бинтабат), как это было заведено еще при Будде две с половиной тысячи лет назад. Об этом возвещает удар колокола, поэтому женщины знают, когда им нужно выйти на обочину дороги, по которой шествуют служители культа, встать на колени и раздать приготовленные подаяния — вареный рис, кап кхау, фрукты и овощи. После этого хозяйка благодарит принявшего ее дары монаха за то, что тот позволил ей «заработать» такой большой бун и тем самым улучшить свою карму.
Как правило, обязанность собирать пожертвования выполняют молодые монахи. Служители Будды обязаны принимать все, что им дают, не выражая неудовольствия, и не смотреть в чашу, когда туда кладут подаяние. Возвратившись в монастырь, они выкладывают содержимое чаш на общий стол, и пища распределяется между всеми, в том числе теми, кто оставался в монастыре. Монахи не должны есть на улице, в кафе, они принимают пищу только в стенах храма два раза в день, последний — до полудня. После этого дозволяется только пить воду. Вторая половина дня проходит в изучении священных текстов и языка пали, на котором они написаны. Кроме того, монахов приглашают для благословения свадеб, они присутствуют на похоронах, освящают новые дома и автотранспорт. За это они получают не деньги, а еду и питье.
Рассказывают, что…
Среди монахов, видимо, существовал обмен информацией, в каких домах можно получить подаяние. Однажды некий монах получил подношение в доме, где верующая мирянка готовила угощение для дочери, возвращавшейся к мужу после посещения родителей. Монах сказал об этом другому, тот следующему и так далее. Святые отцы потянулись в этот дом, и процесс угощения занял столько времени, что муж, уставший от ожидания, дал жене развод и женился на другой. После этого случая женщина возненавидела буддийское учение и все, что с ним связано. Тогда Будда сформулировал правило, согласно которому монахи не должны были брать более двух или трех полных чаш для подаяния из одного дома и обязывались предупреждать других монахов, чтобы они больше не ходили туда.

Правила общения

1. Женщины ни в коем случае не должны прикасаться к монаху. Это осквернит служителя культа, и ему нужно будет пройти ритуал очищения (апхат). Кстати, в самолетах компании Thai Airways стюардесса дает поднос соседу-мужчине, чтобы тот передал его монаху.
2. По правилам, тот, кто подает милостыню, должен быть босым.
3. Еду при подаянии нужно бережно класть в чашу, а не бросать.
4. Если человек проходит мимо сидящего монаха, то должен слегка поклониться — «сделать себя ниже».

Буддийский монах должен строго соблюдать 227 канонических правил, cамыми важными из которых являются следующие:
1. Не убивать ни человека, ни животного.
2. Не красть.
3. Не блудодействовать.
4. Не принимать ничего, что затмевает разум, — ни алкоголя, ни наркотиков.
5. Не занимать денег и не давать в долг.
6. Ничего не есть от полудня до следующего утра.
7. Не есть слишком много.
8. Не причинять вреда ближнему.
9. Не любоваться женщинами и не касаться их.
10. Не хвалиться духовными достижениями.
11. Не иметь оружия.
12. Не сидеть и не спать выше старших по чину монахов.
13. Не желать имущества ближнего.
14. Не отпускать волосы, брови, бороду.
15. Не касаться денег, золота и серебра.
16. Ничего не покупать и не продавать.

Нирвана для фарангов

Во многих монастырях Таиланда можно провести несколько недель или месяц, проходя курс медитации. Жаждущие просветления живут в кельях и соблюдают установленный в монастыре распорядок дня, трапезничают и собирают подаяния вместе со всеми остальными. В некоторых обителях иностранцам предлагают 10-дневный ознакомительный курс. Следует помнить, что с июля по октябрь в монахи уходят сами тайцы, поэтому лучше выбрать для приобщения к буддийской культуре другое время.
 

Copyright: журнал «Всемирный Следопыт»
www.vsled.ru
 



zenon